компанииЧто ждет ребенка в частной школе?
Блоги
Off-line версия портала Указка
Образовательный портал
 
РУБРИКАТОР
ДОШКОЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
ШКОЛЫ
КОЛЛЕДЖИ,
ТЕХНИКУМЫ,
УЧИЛИЩА
ВУЗЫ
ЯЗЫКОВЫЕ ШКОЛЫ
ОБРАЗОВАНИЕ
И РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ
ТВОРЧЕСТВО И ДОСУГ
СПОРТ
КУРСЫ, ТРЕНИНГИ
РЕПЕТИТОРЫ
АВТОШКОЛЫ
ФОТОКОНКУРСЫ
ТЕСТИРОВАНИЕ
ФОРУМ
КАРТА САЙТА
БЛОГИ
СТАТЬИ
ССЫЛКИ
КОНТАКТЫ
 
Зачем нужен диплом?
не нужен, ненавижу учиться
не нужен, просто нравиться учиться
для устройства на работу
для спокойствия родителей
для личного самоудовлетворения
для того чтобы быть умным
другое

 
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Вернуться назад

28 мая 2007

Что ждет ребенка в частной школе?

Что ждет ребенка в частной школе?

Текст: Юлия Красноглядова.

Огромное количество частных школ в Москве ставит перед выбором тех, кто собирается отдавать туда детей. С чего начинать поиск школы? И стоит ли вообще отдавать предпочтение частному образованию?

Для начала необходимо понять, какое вам (вашему ребенку) нужно образование. Естественно, в частных школах, в отличие от государственных, гораздо проще выбрать нужное направление: частные школы делятся на религиозные и светские, а последние, в свою очередь, делятся на школы с языковым, техническим и естественным уклоном. Впрочем, и государственные школы, и гимназии сейчас предлагают немало "уклонов" и "специализаций".

После того как вы разобрались в "сложном внутреннем мире" (ох, уж эти психологи!) вашего ребенка и определили направление его дальнейшего образования, изучили весь ассортимент школ и выбрали несколько подходящих, необходимо уяснить некоторые принципиальные вещи. В первую очередь, надо узнать, имеет ли выбранная вами школа лицензию и аккредитацию на ведение образовательной деятельности. Тут скрывается первый «подводный камень».

Что это такое, лицензия и аккредитация, и какая между ними разница?

Выясняется, что очень большая. Лицензия – это просто разрешение на совершение учебной деятельности. Без лицензии школа просто не имеет права работать. Но если ваш ребенок учится в 9 или 11 классе, а школа имеет только лицензию (и не имеет аккредитации), то приготовьтесь к тому, что ребенку придется сдавать экзамены по всем предметам, которые включаются в аттестат – то есть 13--15 экзаменов.

Происходит это так: частная школа прикрепляется к какой-нибудь государственной, ваш ребенок сдает там экзамены и получает аттестат этой самой государственной школы. Если же у частной школы есть еще и аккредитация, это значит, что школа может выдавать свой собственный аттестат государственного образца. Тогда вместо 13--15 экзаменов сдавать нужно только обязательные – математику и изложение в 9-м классе, и сочинение и математику в 11-м, плюс два экзамена по собственному выбору или по правилам школы. И сдавать в привычном классе "своим" учителям.

Правда, на самом деле в случае отсутствия у школы аккредитации все не так страшно, как может показаться: частные школы крепко дружат с теми госшколами, где принимаются экзамены. Так что проблем обычно не возникает.

Хотя, стоит ли овчинка выделки? Чего, собственно, ждут родители от частной школы?

В первую очередь, как показывает практика, хорошего отношения к ребенку. В частные школы часто приходят дети, у которых по тем или иным причинам не сложились отношения с коллективом школы государственной. А частная обещает тот самый "индивидуальный подход", который, как принято считать, физически не может осуществить перегруженный учитель в обычной школе. Потому что главное преимущество частной школы – малая наполняемость классов: в одном классе здесь, как правило, учатся не более 10--12 человек. Встречаются классы и из 3--4 человек. В таком классе крайне редко возникают вопросы дисциплины, и учебный процесс реализуется полностью – поработать можно успеть с каждым. Да и учителя в частной школе обычно имеют куда меньшую учебную нагрузку, что тоже выгодно отличает их от наваливших на себя по 30 часов в неделю учителей из школ обычных.

Есть и другой аргумент, вероятно, даже более весомый: зарплата учителей в частной школе в конечном счете зависит от наполняемости школы, то есть от количества учеников. Это понимают все участники учебного процесса. Поэтому учителя особенно заинтересованы в сохранении в школе каждого ребенка и внимательно отнесутся к тем проблемам, которые возникают у него в процессе обучения. Иными словами – и объяснят еще раз, и проверят, и подскажут. С другой стороны, это может подталкивать учителей к завышению оценок и вообще всяческому попустительству – в госшколе у вашего мальчика были сплошные тройки, а в частной – пошли пятерки. Вот они, плоды индивидуального подхода. Ну, не радость ли родителям?

Теперь о том, кто и чему будет учить ваших детей в частной школе.

Программы, по которым обязана работать любая частная школа, – базовые, то есть принятые департаментом образования РФ. Увеличение объема, отход от программы, авторские проекты – все это может существовать только в виде дополнения к основному курсу. При этом частные школы – те, что выжили в условиях рынка – чутко улавливают запросы времени.

Основную программу дополняют прежде всего "углубленные" языки – как правило их два – так сбывается главная мечта "безъязыких" родителей. Само собой разумеющимся считается сносно оборудованный компьютерный класс. Математика при этом часто бывает слаба – но для большинства родителей компьютерный класс кажется важнее. Да и презентовать его легче.

Мальчиков, само собой, обучают (но только по желанию) восточным единоборствам, девочек – хореографии. И тем и другим (родителям тех и других) предлагают факультативы с завлекательными названиями – "уроки актерского мастерства", "деловой этикет", "основы менеджмента" и т.п. В "комплект", разумеется, входит штатный психолог.

Родители хотят знать, что их детей учат и воспитывают лучше, чем в советской школе. И этому нужны реальные подтверждения.

За это, собственно, они и платят деньги, о которых – чуть ниже. Пока отметим, что, идя навстречу пожеланиям родителей, частная школа неизбежно сталкивается с как минимум одним серьезным противоречием: с одной стороны, детей надо учить по программе и еще и сверх программы, с другой – их нельзя перегружать, переутомлять, отбивать у них охоту к учебе и вообще надо создавать для них в школе максимально приятную атмосферу. Совместить эти вещи на практике оказывается невероятно трудно. Тут требуются не просто квалифицированные кадры, а настоящие педагогические гении. Иногда, кстати говоря, таковые и впрямь находятся.

В основном, однако, в частных школах преподают такие же педагоги, что и в школах общеобразовательных. Часто эти две работы совмещаются (о чем в частной школе рассказывать не любят. Еще бы: тот же учитель, оказывается, учит других детей бесплатно, а с вас деньги берут). Но, как уже говорилось, детей мало, обстановка спокойная и доброжелательная, учителей-крикунов и "страшил" нет, их тут не потерпит администрация. Поэтому и результаты обучения часто выходят иные, зачастую и впрямь лучшие. Конечно, не везде. Но в школах, которые существуют не первый год и прошли все ступени государственной аккредитации, это бывает действительно так.

Есть и целый ряд дополнительных преимуществ частных школ, возникших как прямой ответ на запросы родителей, а потому для многих действительно существенных.

Обычно при частной школе, кроме полагающихся по штату врача и медсестры, работают психологи и логопеды. Для кого-то это буквальное спасение. Нередко частные школы начинают занятия немного позже, чем обычные, для того чтобы дети, которые едут на общественном транспорте, не попали в «час пик». Очень многие школы, удаленные от метро, организуют доставку детей от определенных станций метро до школы и обратно после окончания занятий. Иногда школьный микроавтобус разъезжает по дворам, собирая учеников прямо от подъездов, и также развозит их после уроков.

А теперь о главном – об оплате. Здесь все зависит от пакета предлагаемых услуг. Как правило, иногда в одной школе на выбор предлагаются:

Обучение.

Обучение и завтрак.

Обучение, завтрак и обед.

Обучение, завтрак, обед, прогулка с воспитателем, выполнение домашних заданий, полдник.

Как видно, вариантов довольно много, поэтому и разброс цен довольно большой. Сейчас в Москве он колеблется от 400 до 1500 долларов ежемесячно, включая летние месяцы и каникулы – за них тоже надо платить, т.к. школа оплачивает своим сотрудникам отпуска, да еще и проводит в каникулы традиционный ремонт. Оплата экскурсий и развлечений обычно производится отдельно.

Для многих родителей важное преимущество частных школ – повышенная безопасность.

Тут отдельная история. Частные школы здесь можно условно разделить на два типа. Первые – это те, у которых есть свое здание. В Москве и Петербурге это, как правило, бывшие детские сады или другие здания нежилого типа. Некоторые из частных школ вообще располагаются за городом (они обычно дороже) и похожи на пансионат (рекламные щиты некоторых из них можно видеть, например на Рублево--Успенском шоссе). Такие школы охраняют частные охранные предприятия (ЧОПы), которые заключают договор с владельцем школы и с родителями. При "поступлении" вам важно убедиться в наличии такого договора и в наличии лицензии у самого ЧОПа, чтобы потом не оказалось, что "охранное предприятие" состоит из трех сыновей завуча Марии Ивановны, наряженных в камуфляжную форму.

Второй тип школ – это школы-арендаторы. Они обычно "сидят" в тех же зданиях, что и государственные школы, проводя занятия во вторую смену. Такие школы охраняются теми же школьными охранниками, которые сидят у входа.

Судить о том, какой тип школы в итоге "лучше" – сложно. Все зависит от педагогического коллектива, удобства расположения, цены и прочих факторов. Что касается именно безопасности, то тут ответ очевиден.

По собственному опыту я знаю, что есть немало родителей, которые, отдавая детей в частные школы, стремятся просто переложить на школу (проще говоря, купить) то, с чем не справляются сами. Им важен не уровень образования, а то, что у них на этом фронте больше "нет проблем". Дети это прекрасно чувствуют и, как правило, рвения к наукам не проявляют. Чувствуют это и учителя – и, бывает, цинично подыгрывают родителям, создавая видимость успехов. Такая ситуация, напоминающая молчаливый заговор, когда всех его участников устраивает приукрашивание действительности, – самое худшее, что может породить ситуация платного образования. Добавлю: ситуация в нашей стране, где еще только вырабатывается культура правильного отношения к деньгам, потраченным на образование.

Отношение к частным школам в нашем обществе до сих пор неоднозначное. Лично я уверена, что частная школа – положительная составляющая российского образования прежде всего потому, что она порождает конкуренцию. Пусть медленно, но происходит отбор квалифицированных кадров, появляется альтернатива процветающим при бесплатном образовании взяткам, и, что самое главное, у некоторых детей появляются куда лучшие условия для того, чтобы реализовать себя. В конце концов дорогие частные школы, школы с частичной оплатой и полностью бесплатные государственные школы займут свои законные места в системе российского образования, плюсы и минусы каждой формы обучения определятся со всей отчетливостью. И то, что сейчас представляется весьма субъективным – соотношение "цена-качество", – станет более понятным, измеримым и чуть более объективным. Хотя, как всегда и везде, для одних учеников частная школа будет вредна, а для других – весьма полезна...
переживающим родителям.

Вспоминая классика – конкуренция является двигателем прогресса. Российское образование, потерявшее за последнее 10 лет свое качество, имеет реальный шанс выбраться из ямы. Да, да, именно благодаря частным школам. Ведь в них идут учителя высококвалифицированные, а, следовательно, при должной дисциплине и желании образование получается на высшем уровне. И согласитесь, вся разница в сегодняшнем бесплатном образовании укладывается в известный анекдот: «При бесплатном образовании надо искать, кому платить, а при платном – это и так известно». В конечном итоге естественно решать вам, но думается, что в скором времени частичная оплата обучения придет и в государственные школы, и вот тогда, соотношение «цена--качество» станет более понятным.

В заключение скажу несколько слов о детях, которые учатся в частных школах. Они отличаются друг от друга куда сильнее, чем может показаться со стороны. И с каждым годом это все заметнее. Дело в том, что в категорию "обеспеченных родителей" сейчас попадает все больше разных по образовательному и социальному статусу людей. Времена нелепых и ужасных "новых русских", как известно, давно прошли, и этот процесс очень сказался на контингенте частных школ. И на образовательном процессе.

получить не основательные знания, а всего лишь свидетельства об окончании школы. Поэтому дети при таком взгляде на учение вовсе не стремятся узнать и выучить, как бы учитель ни старался вложить науку в голову ребенку. И тут уж ничего не сделаешь. И такой ребенок получает свой документ. Контингент обучающихся – это дети из богатых семей. Их уровень культуры и образования, если они в частной школе не с первого класса, часто бывает на очень низком уровне. Соответственно и их отношение к преподавателям зачастую напоминает отношения продавца--покупателя с девизом «клиент всегда прав».

И все же после приведенных аргументов напрашивается вывод, что частная школа – это положительная составляющая российского образования. И вот почему. Хотите вы или нет, но это порождает конкуренцию образования. Вспоминая классика – конкуренция является двигателем прогресса. Российское образование, потерявшее за последнее 10 лет свое качество, имеет реальный шанс выбраться из ямы. Да, да, именно благодаря частным школам. Ведь в них идут учителя высококвалифицированные, а, следовательно, при должной дисциплине и желании, образование получается на высшем уровне. И согласитесь, вся разница в сегодняшнем бесплатном образовании укладывается в известный анекдот: «При бесплатном образовании надо искать кому платить, а при платном – это и так известно». В конечном итоге естественно решать вам, но думается, что в скором времени частичная оплата обучения придет и в государственные школы, и вот тогда, соотношение «цена--качество» станет более понятным.

27 ЯНВАРЯ 2004   20:57

По материалам ресурса: http://www.gazeta.ru/education/2003/07/29_a_85715.shtml

Автор: Виктор Знаменский

Добавить отзыв

Ваше имя:


Сколько будет 6 + 30?


Ваше мнение:


Вернуться назад

     

123